автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
----------------
 
 
Дневник
мероприятий
Архив Форум
 
Дом ученых и специалистов Реховота
Научно-исследовательский центр
«Русское еврейство в зарубежье»

 

Cидор Беларский, полномочный
представитель еврейской песни
*

 

Эрнст Зальцберг    
(Торонто)    

 

Родезийская газета "Родезия Геральд" писала о Сидоре Беларском: "Его называют наследником Шаляпина и, действительно, их голоса сходны по тембру и диапазону звучания". Газете вторит известный американский кантор Самуэл Розенбаум: "Некоторые утверждают, что Беларский напоминает им Шаляпина. Если это так, то это комплимент им обоим". Кем же был этот певец, которого сравнивали с великим Шаляпиным?

 

Сидор Беларский (настоящее имя - Исидор Лившиц) родился 22 февраля 1898 городе в г. Крижополе, недалеко от Одессы. Его отец, Моше Лившиц, был мелким торговцем, мать Эстер вела домашнее хозяйство. В семье было еще шесть сестер, все младше Исидора. В 15 лет он уехал в Одессу, которая в начале ХХ века насчитывала 200 тыс. жителей и была культурным центром юга России. Проучившись шесть лет в местной консерватории, он затем продолжил музыкальное образование в Берлине (1919-1921).

 

В 1925 г. Беларский вместе с женой Кларой и дочерью Изабеллой переехал в Ленинград и поступил в консерваторию в класс выдающегося вокального педагога Иосифа Семеновича Томерса (1867-1934), учениками которого были такие известные певцы, как Г. Нэлепп, Г. Орлов и Е. Флакс. Еще будучи студентом консерватории, Беларский был принят в оперную труппу Мариинского театра, где спел ряд ведущих партий басового репертуара.

 

В 1929 г. пение Беларского в московской опере услышал доктор Франклин Харрис1, президент мормонского университета Brigham Young в штате Юта, США, и предложил ему пост профессора музыки в университете. После годичного ожидания, Беларские получили от советских властей разрешение на выезд и покинули СССР. Через Варшаву и Берлин они прибыли в Париж, и после короткой остановки во французской столице отбыли в США на борту "Аквитании".

 

Беларские прибыли в Нью-Йорк 8 февраля 1930 г. и вскоре достигли конечной цели своего путешествия, города Прово в штате Юта, где находился университет. Через много лет Изабелла Беларская вспоминала: "Мы были евреи, русские евреи, оказавшиеся среди мормонов Юты, которые в жизни не видели русских евреев. Но они прекрасно отнеслись к нам, и мы сумели вписаться в их общество. Спустя почти 50 лет они устроили прием в мою честь, и я до сих пор поддерживаю с ними теплые отношения".

 

В течение следующих двух лет Беларский преподавал в университете и занимался концертной деятельностью. В качестве солиста он выступал с университетским симфоническим оркестром и дал сольные концерты в Прово и Нью-Йорке.

В 1932 г. Беларский переехал в Лос-Анджелес. Здесь началось его тесное сотрудничество с местным симфоническим оркестром и его дирижером Артуром Родзинским2, с которыми он выступал много раз.

 

В Лос-Анджелесе Беларский основал Американскую оперную компанию. В письме Ф.Харрису от 23 июня 1934 г. певец писал о ней: "Мы намерены ставить оперы силами американских певцов и для американских слушателей, и поэтому все постановки должны быть на английском языке. В первом спектакле участвовала труппа в составе 120 человек, большой симфонический оркестр, были использованы декорации и костюмы, специально созданные для этой постановки. Для будущего сезона мы репетируем три оперы, включая уже показанного "Бориса Годунова"". Сохранились лишь отрывочные сведения о деятельности этой компании, в частности, известно, что помимо "Бориса Годунова", она осуществила постановку "Евгения Онегина" П.Чайковского.

 

Похоже, что опера должна была занять основное место в творчестве Беларского. Помимо работы в Лос-Анджелесе, он много гастролировал и исполнял ведущие басовые партии в оперных театрах Нью-Йорка, Чикаго, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айреса. Однако, начиная с 1934 года, в репертуаре певца все большее место занимали еврейские народные песни. Со слов Изабеллы, в этом году Сидор выступал перед участниками еврейского банкета, среди которых был известный сионистский лидер, эссеист и издатель Хаим Гринберг. Покоренный исполнением Беларского песен на идиш, он познакомил его с деятелями сионистских организаций, которые проявили интерес к этой стороне творчества пеыца. В 1934 году он переехал в Нью-Йорк и начал выступать на собраниях рабочих сионистских организаций. Выступления Беларского вскоре стали "гвоздем" различных мероприятий Гистадрута3, их с нетерпением ожидали участники конференций, заседаний, банкетов и обедов.

 

Любимым местом выступлений Беларского становится Таун-холл в Нью-Йорке. Здесь он ежегодно (а иногда и по нескольку раз в году) дает концерты еврейской народной музыки. Беларский - желаннный участник фестивалей еврейского искусства и Ханукальных концертов в Карнеги-холле в Нью-Йорке.

 

В 30-е и 40-е годы певец продолжает исполнять камерный и оперный репертуар. Вершиной его карьеры оперного певца была партия Рокко в радиопостановке оперы Бетховена "Фиделио", которая была осуществлена в 1944 г. солистами и оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини. В этом же году Беларский исполнил партию Анджелотти в опере "Тоска" Пуччини на сцене Нью-Йоркской городской оперы.

Во время войны певец часто включал в свои программы произведения русских и советских композиторов и русские народные песни.

В послевоенные годы Беларский снова уделяет основное внимание еврейскому репертуару, с которым он регулярно выступает в Таун-холле и Карнеги-холле в Нью-Йорке. В 1948 г. с концертной программой "Песни Израиля" он побывал во многих американских городах, включая Чикаго, Филадельфию, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Будучи убежденным сионистом, он много раз выступал в Израиле и в 1948 г. принял участие в концерте, посвященном образованию Государства Израиль. Певец постоянно пополнял свой репертуар. Так, в начале 50-х годов он исполнил и записал песни Холокоста и еврейских партизан времен Отечественной войны. Кантор Самуэл Розенбаум писал о репертуаре Беларского: "Песни Израиля, песни евреев Советского Союза... находили в нем прекрасного исполнителя. Но для меня он всегда остается выразителем духа маленьких городов и местечек, воссозданных с такой любовью и мастерством в творчестве Шолом-Алейхема, Переца, Гебертига и Мангера"4.

 

В 1959-1960 гг. певец предпринял марафонский концертный тур, который включал выступления в Северной и Южной Америке, Европе, Центральной и Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии. Вот некоторые отзывы прессы на его выступления в разных странах мира в ходе этой поездки: "Берлинске Тиденде" (Копенгаген, Дания): "Интерпретации песен Беларского отличают сила, пафос, истинное чувство и мастерство".

"Лондон Кроникл" (Лондон, Англия): "Он не только интерпретирует произведения, он живет в них".

"Курьер" (Женева, Швейцария): "Мистер Беларский - выдающийся интерпретатор, исполняющий каждую песню с предельной выразительностью".

"Ивнинг Пост" (Порт Элизабет, Южная Африка): "Мистер Беларский обладает голосом редкой красоты, силы и гибкости".

"Стар" (Йоханнесбург, Южная Африка): "Бас мистера Беларского - редкой силы и красоты звучания. Его фразировка отмечена целостностью и законченностью".

"Ултима Ора" (Рио-де-Жанейро, Бразилия): "Мистер Беларский - обладатель высокого баса редкой красоты. Его пение захватывает слушателей и ведет их за собой".

Творческая активность Беларского не убывала в 60-е и 70-е годы. Он часто выступал в Нью-Йорке, пел в синагогах Южной Америки, занимался педагогической деятельностью. На мастер-классах в Еврейской учительской семинарии в Нью-Йорке, которые он вел в 1960 - 1969 гг., он учил студентов исполнению еврейской народной и синагогальной музыки. Среди его студентов была солистка Метрополитен-оперы итальянка Лоретта Ди Франко, которая под влиянием Беларского стала включать в свой репертуар еврейские народные песни.

Известная исполнительница еврейских народных песен и современница Беларского, Маша Бениа, так отзывалась о нем: "У него я училась фразировке, дикции, умению акцентировать нужные слова... Меня восхищало его изумительное умение контролировать дыхание... Он обладал замечательным, несравненным голосом, подобно которому редко можно услышать на эстраде"5.

Певец продолжал выступать почти до самой смерти; он скончался 7 июня 1975 г. в Нью-Йорке.

 

С.Беларский совмещал в одном лице оперного певца и исполнителя классического камерного репертуара, синагогальной музыки и еврейских народных песен, собирателя песен на идиш и иврите, аранжировщика и композитора. За время своей певческой карьеры в США, продолжавшейся 45 лет, он сделал около 350 записей, большая часть которых были песни на идиш. Беларский также составил и издал два сборника песен. Первый озаглавлен "Sidor Belarsky Songbook, 77 Songs With Piano Accompaniment", опубликован издательством Yiddish Books, Queens College, Flushing, NY, без указания даты публикации. Второй сборник озаглавлен "Sidor Belarsky: My Favorite Songs", издательство Tara Publications, Cedarhurst, NY, 1951.

 

Беларский был любим еврейской аудиторией в разных странах. Его ежегодные концерты в Таун-холле и Карнеги-холле были значительными музыкальными событиями в жизни еврейского Нью-Йорка. У него было много как безвестных, так и именитых почитателей во всем мире. Президент Израиля Залман Шезар любил слушать исполнение Беларским хасидских песен; одно из стихотворений Шезара было положено певцом на музыку. Выдающийся американский скрипач Ицхак Перельман говорил, что он "вырос на Беларском". Пением Беларского был покорен А.Эйнштейн. На вопрос, кто из исполнителей мог бы выступить на банкете в его честь, он ответил без колебаний: "Конечно, Беларский". Нобелевский лауреат Эли Визель писал Изабелле Беларской: "Спасибо за возможность снова услышать замечательный голос уникального певца, которым многие из нас восхищаются по сей день". Молли Фридман, чей муж собрал коллекцию из более чем 1500 записей песен на идиш (включая записи Беларского) вспоминала: "Он был певец нашей эпохи, - мой папа слушал его записи каждое воскресенье. В итальянских домах звучал Карузо, в нашем доме - Беларский"6.

 

После смерти отца Изабелла Беларская7 сделала много для сохранения его наследия. Так, по ее инициативе и с ее участием многие старые пластинки Беларского были перезаписаны на кассеты и компакт диски. В течение многих лет она устраивала ежегодные концерты памяти отца, на которых выступали видные исполнители еврейских народных песен и синагогальной музыки, а также его бывшие ученики, включая упоминавшуюся выше Л. Ди Франко. Сама Изабелла неоднократно выступала с лекциями о жизни и творчестве отца в библиотеке Брайтон Бич в Нью-Йорке. В память о нем она учредила стипендию для изучения еврейской музыки в Центре культуры Elaine Kaufman в Нью-Йорке. Благодаря стараниям Изабеллы, искусство Беларского было сохранено и стало доступным новым поколениям слушателей. Певец внес большой вклад в еврейскую музыку и развитие еврейского самосознания в США и других странах, и в этом качестве занял свое место в современной истории еврейской культуры.

 

Кантор Самуэл Розенбаум говорил, что "более, чем кто либо другой, Сидор Беларский был певцом, который научил американских евреев понимать и ценить такой уникальный компонент еврейского культурного наследия, как песни восточноевропейского еврейства. Но он был не только певцом, выдающимся музыкантом и вдохновенным поэтом песни. Он был исследователем и учителем, который сумел наиболее полно выразить опыт европейского еврейства и евреев Израиля"8.

Другой кантор, Джоэл Колмен, писал, что "народные песни на идиш - наше вечно живое музыкальное наследие. Они должны быть услышаны и молодой аудиторией, и людьми более пожилого возраста. Если певцу или любителю музыки нужен пример того, как исполнять эти песни, все, что он должен сделать, - это послушать записи Беларского"9.

 

Дополнительная литература о С.Беларском

 

Rabbi Berkowitz, William. Sidor Belarsky, Ambassador of Song to the Jewish People. Personal Reminiscences on the Occasion of the Centennial of his Birth. 2000.

 

Cohen, Jeffrey. Bibliography and Discography of Music by Sidor Belarsky. Unpublished course paper. Cantors Institute - Seminary College of Jewish Music - Jewish Theology Seminary of America. New York, 1986.

 

Приложение

 

Хроника жизни и творчества
С.Беларского

(составлена J.Colman, см. прим. 4)

1898 - 22 февраля родился в г. Крижополе, недалеко от Одессы.
1910 - пел в местной синагоге.
1913 - поступил в Одесскую консерваторию.
1919 - женился на Кларе Сойхет. Уехал с женой в Берлин, где прожил два года.
1920 - родилась дочь Изабелла.
1925-1929 - учился в Ленинградской консерватории.
1926-1929 - солист Ленинградского Мариинского театра.
1929 - получил приглашение от доктора Ф.Харриса, президента университета Brigham Young в штате Юта, США, занять пост профессора музыки. Уехал с семьей во Францию, и после трехнедельного пребывания в Париже отплыл в США.
1930 - 8 февраля прибыл в Нью-Йорк. Преподавал в университетах Brigham Young и штата Юта.
    Концерт в Колледж-холле в университете Brigham Young, в котором исполнял произведения на русском, английском, итальянском и немецком языках.
1931 - 15 апреля - концерт оперной музыки в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
    13 июля - концерт студентов Беларского в Колледж-холле в университете Brigham Young.
    14 ноября - концерт в Таун-холле в Нью-Йорке, исполнял негритянские спиричуэлс. Критическая рецензия на концерт в газете "Нью-Йорк Ивнинг Пост".
1932 - переехал в Лос-Анджелес, основал Американскую оперную компанию. Выступал солистом в оперных театрах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Чикаго, Буэнос-Айреса. Преподавал пение в Лос-Анджелесе и летом - в университете штата Юта.
1934 - назначен генеральным директором Американской оперной компании в Лос-Анджелеcе.
    Х.Гринберг познакомил Беларского с руководителями еврейских организаций.
1936 - переехал в Нью-Йорк. Пел в синагогах под именем Лившиц и Браун; использовал имя Беларский только для концертов светской музыки.
Пел в синагогах Южной Америки и Южной Африки.
    Выступил на банкете в честь А.Эйнштейна.
1937 - концерт в Таун-холле в Нью-Йорке.
1939 - концерт камерной вокальной музыки в Таун-холле в Нью-Йорке.
1940 - 21 апреля исполнил заглавную партию в опере Н.Лысенко "Тарас Бульба" в Mecca Auditorium в Нью-Йорке.
1942 - концерт из произведений русских композиторов в Таун-холле в Нью-Йорке.
    Концерт русской музыки в Международном доме в Нью-Йорке, организованный Славянским студенческим комитетом.
1943 - концерт русских народных и современных песен в Таун-холле в Нью-Йорке.
1944 - солист Нью-Йоркской городской оперы (роль Анджелотти в опере Пуччини "Тоска").
Исполнил партию Рокко в радиопостановке оперы Бетховена "Фиделио" (дирижер - А.Тосканини).
    8 января - участвовал в концерте камерной музыки, организованном Союзом русских евреев в Нью-Йорке.
    11 июня - концерт оперной музыки, а также песен на идиш и иврите (пианист - Лазар Вейнер).
    29 ноября - участвовал в Ханукальном концерте в Академии музыки в Нью-Йорке.
1945 - 29 января - концерт русской музыки в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
1946 - участвовал в концертном исполнении оперы Д.Вейнберга "Хехалуц" ("Hechalutz") на 6 Фестивале еврейского искусства в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
1947 - концерт камерной вокальной музыки в Таун-холле в Нью-Йорке.
    Концерт в Тель-Авиве.
1948 - участвовал в торжественном концерте в Израиле, посвященном провозглашению независимости государства.
    Концерты с программой "Песни Израиля" (пианист -Лазар Вейнер) в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Сан-Франциско, Лос-Анжелесе и других американских городах.
1951 - гастроли в Израиле, организованные Гистадрутом.
1952 - 4 января - концерт в Таун-холле в Нью-Йорке.
    24 февраля - участвовал в 12-ом Фестивале еврейского искусства в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
    6 апреля - концерт в Таун-холле в Нью-Йорке, организованный Ассоциацией по увековечиванию памяти украинских евреев (пианист - Лазар Вейнер).
1953 - 4 января - концерт камерной и оперной музыки в Таун-холле в Нью-Йорке.
1957 - 21 февраля - участвовал в концерте идишистской музыки в Таун-холле в Нью-Йорке.
    2 апреля - концерт камерной вокальной музыки и ивритской музыки в Таун-холле в Нью-Йорке.
1959 - 21 марта - концерт камерной вокальной музыки и ивритской и идишистской музыки в Таун-холле в Нью-Йорке (пианист -Иван Базилевский).
    17 мая - концерт в Таун-холле в Нью-Йорке, организованный Женской лигой Национального совета Молодого Израиля.
    27 декабря - участвовал в Ханукальном концерте в Карнеги-холле в Нью-Йорке, исполнял песни на идиш и иврите.
1959-1960 - совершил гастрольную поездку по многим странам мира.
1960-1969 - преподавал пение в Еврейской учительской семинарии в Нью-Йорке.
    Пел в синагоге Сан-Пауло, Бразилия, на Рош-а-Шана и Новый Год.
1960 - 9 января - концерт в Таун-холле в Нью-Йорке, в программе - песни на русском, иврите и идиш (пианист - Иван Базилевский).
    17 и 18 декабря - концерт в Таун-холле в Нью-Йорке.
1963 - 17 марта - участвовал в Пурим фестивале в Таун-холле в Нью-Йорке.
1966 - 15 декабря - участвовал а Ханукальном концерте в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
1968 - 31 марта - концерт песен на идиш советских композиторов и поэтов в Таун-холле в Нью-Йорке.
     26 июня - концерт синагогальной музыки в Монреале, Канада.
1974 - 24 марта - участвовал в концерте, посвященном 30-летию празднования месячника еврейской музыки в Таун-холле в Нью-Йорке.
    6 сентября - концерт в Сан-Пауло, Бразилия.
1975 - 16 февраля - выступил c исполнением еврейских песен на конференции Фонда Гистадрута в Майами, Флорида.
    7 июня - скончался в Нью-Йорке.




1 Дядя Беларского, Бенджамин Лившиц, покинувший Россию около 1905 г. и взявший в Америке фамилию Браун, был членом еврейского сельско-хозяйственного кооператива в штате Юта.
2 Будучи активистом Организации за еврейскую колонизацию СССР, он убедил президента мормонского университета Brigham Young доктора Франклина Харриса возглавить миссию в СССР с тем, чтобы изучить на месте возможности переселения американских евреев в советский Биробиджан. Миссия, в состав которой вошел и Б.Браун, посетила Москву, Украину, Крым, Биробиджан и Владивосток. Будучи в Москве, Харрис услышал Беларского в оперном театре и пригласил его на работу в университет в г. Прово, штат Юта.

По предложению А.Родзинского, Беларский опустил в своем имени первую букву и стал называться Сидором.

3 Гистадрут - крупнейшее профсоюзное объединение Израиля, основано в 1920 г.

4 Colman, Joel. Why Sidor Belarsky Was Popular Among American Jewry 1930-1975. A Master Thesis submitted to the Hebrew Union College - Jewish Institute of Religion, School of Sacred Music. New York, 1995.

5 Ibid.

6 Ibid.

7 Автор выражает глубокую признательность И.Беларской, Т.Ольшанской-Аштар, кантору Д.Колмену и Л.Фиалкову за предоставление материалов о С.Беларском.

8 См. прим. 4.

9 См. прим. 4.

июнь, 2011 г.    

Эрнст Зальцберг (Торонто)    

*из книги НИЦ РЕВЗ "Русские евреи в Америке", том 15 (2) (Иерусалим - Торонто - Санкт-Петербург, 2007).

 

НИЦ «Русское еврейство в зарубежье»

Обсудить на форуме

 




Страница 1 из 1
  ГлавнаяДневник мероприятийПлан на текущий месяц     copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Редакция не несет ответственности за отзывы, оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.