автор лого - Климентий Левков Дом ученых и специалистов Реховота
(основан в июле 1991 года)
 
 
В Доме ученых и специалистов:
----------------
 
 
Дневник
мероприятий
Архив Форум
 
Дом ученых и специалистов Реховота

Есть ли такое
понятие как светский иудаизм?


25.01.2010 г.

 

Автор Елена Гольцфарб-Лурье

 

Иудаизм для религиозного еврея подразумевает, прежде всего, религиозную веру, но для еврея светского - иудаизм есть культура и мировоззрение.

В качестве устоявшегося мировоззрения то, что можно назвать светским иудаизмом, существует уже как минимум последние 300 лет.

Но и в далеком прошлом еврейский пытливый ум всегда стремился анализировать окружающий мир и себя в нем методом логики и рациональности.

В древнем мире еврейская культура обозначилась не только как творение религиозного порядка.

Были созданы произведения светского характера, такие как "Песнь Песней", приписываемые царю Соломону, и "Песни Вина и Веселья" Иегуды Галеви, а также сочинения других поэтов испанского "золотого века".

Все они полны жизни, задора и огня, и в них трудно усмотреть религиозное содержание.

Взаимодействие с другими культурами сказалось не только на литературе, но и на еврейской философии.

Греческие и римские философы, такие как Филон Александрийский (род. в 13 в. до н.э., умер в 41 г. н.э.), оказали некоторое влияние на иудаизм.

Кстати, по своему происхождению Филон был евреем.

Находясь под влиянием платоновской школы, Филон Александрийский написал аллегорическое толкование танаха в духе эллинистического мировоззрения.

Римский философ Плотин (204-270 н.э.) развил рационалистический подход в отношении божественной веры.

Под его влиянием еврейский Бог превратился в более абстрактное и отвлеченное понятие и приблизился к понятию высшего разума.

Создалась большая, чем до сих пор, дистанция между Богом и человеком.

Согласно Плотину Бог есть неизбежная первопричина всего земного, что также согласуется с аристотелевским мировоззрением.

В средние века греческие и арабские философия и наука, включая физику, космологию и метафизику оказали значительное влияние на еврейских мыслителей и научно-философские понятия и ценности.

В новое время светское начало становилось все более явным в еврейской мысли и еврейской философской литературе.

Самым значительным из когорты еврейских мыслителей этого времени был тот, кто подверг острой критике официальные религии – христианство и иудаизм.

Этим евреем был Барух Бенедикт Спиноза (1632-1677), создатель пантеистической философии, близкой атеистической.

Научным методом Спиноза анализирует танах, подходя критически к доселе неоспоримым истинам.

Он утверждает, что Тора служила евреям только в качестве государственного законодательства и не следует приписывать ей роль священной книги.

Спиноза говорит о необходимости свободы вероисповедания и о важности политических свобод в государстве.

Он характеризует официальные религии – христианство и иудаизм как деградирующие, недоброжелательные и лицемерные.

Иудаизм претерпевал изменения в сторону светского иудаизма и в среде еврейской диаспоры Иберийского полуострова – в Испании и Португалии.

Уже в 16 веке и ранее того, еще до изгнания 1492 года, сефардские евреи осознанно разделяли понятия религии и национальности.

Начиная с 17 века и до наших дней сефардские евреи в Западной Европе осознавали себя как национально-этническую общность, разделявшую общую судьбу, историческое прошлое, общую культуру и язык, схожие традиции.

В то же время религия не играла такой значительной роли в сефардской общине.

Бывшие "конверсос" и новые христиане находились под влиянием христианской культуры и это создавало в них неприятие нормативного, раввинистического иудаизма.

Сефардская диаспора как национально-этническая община отличалась своим аристократизмом. Это была элита еврейской нации, сохранявшая кровную, биологическую связь со своим народом, с его историческим прошлым.

Эта диаспора отдавала предпочтение фактору своей национальной принадлежности, рассматривая себя при этом как нацию, со всем комплексом исторических и культурных элементов, а не как духовно-религиозную общность.

В 18 веке Моше Мендельсон (1729-1786), немецкий еврей, был первым в среде ашкеназских евреев, кто занялся философским осмыслением своей еврейской национальности. Он явился деистом, верящим в естественную врожденную религию, опирающуюся на интеллект и нравственность.

К официальному иудаизму он относился как к религии культа, способной маскировать истину и справедливость.

Философия Мендельсона находилась под влиянием интеллектуальных течений 17-ого и 18-ого веков в Европе, в том числе идей об эмансипации таких философов как Лейбниц и Христиан Вольф.

Эта философия утверждала идеи эмансипации: религия является волюнтаристским и частным делом, и не может иметь влияния на все общество в целом.

После Мендельсона большая часть еврейской общины в Германии продолжила путь своего просвещения и перехода к более светскому образу жизни.

Еврейские круги и среди них Шломо Маймон и Шауль Ашер были подвержены сильному влиянию Эммануэля Канта.

Согласно их мировоззрению иудаизм есть плод творческого созидания, яркое творение рук человека.

Эти мыслители почитали лишь ту часть иудаизма, которую мы называем еврейской традицией.

Начиная с 30-ых годов 19-ого века рационалистическая философия Гегеля стала оказывать влияние на еврейскую мысль в Западной Европе.

В Германии Эдуард Ганц и Леопольд Цунц занялись исследованием иудаизма.

Методом профессионального аналитического анализа они изучали еврейскую историю, философию и религию.

Еврейское просвещение в Германии во главе с обществом "Еврейская Мысль" и просвещенные еврейские умы Восточной Европы нарушили раввинистическую гегемонию, внутреннюю иерархию, установленную этой раввинистической традицией.

В Восточной Европе одним из видных мыслителей был Перец Смоленкин (1848-1885).

Он стал отцом нового мировоззрения – светского иудаизма.

Смоленкин утверждал, что путем общественно-политико-национального единения евреи должны превратиться в единый народ.

Они должны определиться как нация и суверенное государство на своей земле, с развитой экономикой и национальным языком.

Смоленкин явился одним из отцов сионизма.

Также и Лейб Лиленблюм считал, что еврейская национальность не основывается на философско-теологических идеях, и также, она не предполагает религиозного образа жизни.

Он начинал свой путь как раввин и ратовал за реформы в религии.

Раввинам, критиковавшим его, он парировал словами: "разве человек не властен в своих вере и помыслах?"

Национальные интересы Лиленблюм видел в том, чтобы еврейская молодежь осваивала нужные специальности и получала общее образование.

Такие известные в Восточной Европе мыслители как Бердичевский, Ахад Хаам и позднее Гершом Шалом тоже противопоставили свое мировоззрение раввинистическому иудаизму.

Миха Иосеф Бердичевский (1865-1921), ивритский писатель, рожденный на Украине, выразил ту двойственность, которая возникала в результате конфликта между традиционным еврейским мировоззрением и светской европейской культурой.

Он ощущал необходимость революционных изменений в иудаизме в духе философии Ницше и Шопенгауэра, а также необходимость создания новых ценностей в ивритской литературе.

В своих статьях Бердичевский восставал против религиозных и общественных институтов, которые ограничивали свободу творчества.

В 90-ых годах он обосновался в Германии и возглавил группу молодых ивритских писателей "западников".

Бердичевский, Гершом Шалом и другие писатели, отдавали предпочтение маргинальным текстам и традициям, не редко противоречащим святым писаниям, таким как Танах, Талмуд и Мидраш.

В приземленном, созидательном, привязанном к земле и народу творчестве Бердичевский видел альтернативу ортодоксальной "стерильности" мышления.

Это и было в его глазах созиданием светской еврейской культуры.

Таким образом, традиции еврейского народа претерпевали некоторые изменения и принимали более светский характер.

Были попытки представить Танах в качестве национального памятника, а не религиозной священной книги.

Хаим Бренер (1881-1921) был тем, кто препятствовал этой тенденции метаморфоз в религии.

Он считал, что раввинистическая религия лицемерна сама по себе и попытки влиять на нее со стороны светского сектора только приумножат ее лицемерие.

Ортодоксальная религия воспринималась Бренером как аутентичная, но одновременно, вызывающая нелюбовь.

Бренер, Менделе Мохер Сфарим и Хаим Хазаз видят в еврейской религии результат жизни в галуте.

Для них религия является "нездоровой и галутной" системой понятий.

Поэтому освобождение от галута – это также освобождение от религии.

Ахад Ха-Ам (1856-1927) еврейский просветитель и публицист, родился в России.

Он был одной из видной фигур в иудаизме и сионизме "поколения возрождения".

Ахад Ха-Ам подчеркивал важность инстинктивного эмоционального чувства еврейской души.

Говоря его словами: религиозность лишь прикрывает национальное чувство, чувство принадлежности своему народу, в рамках семейно-общинного общежития.

В наше новое время, согласно Ахад Ха-Аму, следует оставить религию и вернуться к своим корням – еврейской традиции. Современную еврейскую культуру нужно создавать на основе творческого и действенного подхода к этой традиции.

Отцы сионизма, Герцль и Нордау не были знакомы с раввинистической еврейской традицией, так как считали ее примитивной и несовременной.

Сионистский иудаизм был светским течением и ставил во главу угла национально-государственные интересы.

В рамках сионистского движения, именно иврит, который раньше считался святым, омертвевшим языком, а не идиш, превратился в современный светский язык, претерпев радикальные изменения, чтобы соответствовать современности.

Сегодня еврейские культура, литература и философия стали в ряд современных европейских.

Они испытывают также положительное влияние западных веяний с европейского и американского материков.

Одновременно, израильско-еврейская культура продолжает диалог со своими еврейскими корнями и отличается самобытностью и неповторимостью.

Не должно быть в ней уже места религиозным догматам прошлого, а светский иудаизм есть культура и мировоззрение современного светского еврея.

01.01.2010 г.   

Copyright © Елена Гольцфарб-Лурье

Другие произведения автора:

 

Сон в зимнюю ночь

День - 13 января

Поэтесса Нелли Лурье-Машанская




Страница 1 из 1
 Главная Мероприятия План на текущий месяц     copyright © rehes.org
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник!
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.